«Церковное новолетие», – эти слова с удивлением встречает человек, мало знакомый с традицией, в церковном календаре 14 сентября (1го по старому стилю). Новый год прочно ассоциируется с боем курантов в ночь с 31 декабря на 1 января. Почему же в Церкви иначе?
Что такое индикт?

Индикт – еще одно название этого дня, совсем уже непривычное современному человеку. Оно происходит от латинского indico и переводится как «назначение цены». В Римской империи в начале первого тысячелетия император Октавиан установил плавающий период сбора налогов с населения от 5-ти до 15-ти лет, назвав его индиктом. В 314 году индикт был строго определен сроком в 15 лет, а в 462 году ему установили уже постоянную дату – 1 сентября. К этому дню заканчивали подсчет собранного урожая и налоговых сборов.
Праздник церковного новолетия был установлен святыми отцами I Вселенского Собора в Никее. Собор проходил в 325 году и знаменовал собой начало новой эпохи в истории Церкви. Трехвековые гонения на христиан в 312 году прекратил равноапостольный Константин Великий. Отцы Собора установили праздновать новолетие в память об этом событии, ставшем отправной точкой свободы Церкви.
В Синаксаре Великой церкви есть указание, что именно в 1 сентября Христос пришел в синагогу в Назарете и прочел пророчество Исаии: Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим, и послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедовать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу, проповедовать лето Господне благоприятное (Ис.61:1–2). Эти Евангельские строки мы из года в год слышим 1 сентября (14го по новому стилю).
Как отмечали новолетие?
В день новолетия Церковь благодарит Бога за год прошедший и просит благословить год наступающий. Понимая, что время жизни нашей идет и проходит, и за него мы дадим отчет праведному Судии. А еще – как много обстоятельств не подвластны ни воле, ни намерениям нашим, а зависят от Господа.
В Константинополе – столице Византийской империи – новолетие праздновали торжественно. В этот день совершали праздничные богослужения и крестные ходы по улицам города. Особенностью богослужения в той самой Великой церкви в этот день было чтение Евангелия лично Патриархом – в году было всего четыре таких дня.
На Руси новолетие как церковно-государственный праздник стали отмечать с 1492 года, по решению Московского Собора. Главное торжество совершали в Москве, на Соборной площади Кремля. Патриарх в присутствии царя совершал чин провождения лета – «начало индикта, еже есть новое лето». По окончании Литургии Патриарх становился перед церковными вратами и совершал молитвословие – «во еже благословити венец лета благостию Своею». Далее совершали молебен с водосвятием, а затем – поздравляли: Патриарх царя, а царь – всех подданных. Народ же отвечал царю: «Здравствуй, здоров буди на многия лета». Бедным и нищим раздавали в этот день царскую милостыню.
Этой доброй традиции новолетия усердно следовал в XVII веке царь Алексей Михайлович Романов, а за ним бояре и весь народ московский. Нищих богато оделяли милостыней, одеждой и обувью, кормили сытным праздничным обедом. Простой народ наделяли гостинцами и подарками, посещали заключенных в темницах.
Новолетие 1 сентября на Руси праздновали до Петра I. Реформатор и здесь внес изменения – в 1699 году указал перенести день новолетия на 1 января. Но в богослужебных книгах приход нового лета остается 1 (14) сентября.
Богослужение – встреча времени и вечности
.jpg)
Новолетие вновь и вновь обновляет для нас восприятие церковного календаря. Это не просто набор дат, это икона, развернутая во времени. Это постоянно совершающаяся связь времени и вечности, земного и небесного. Недаром богослужение устроено так, что одна часть его остается неизменной, а другая меняется. В точности богослужебный круг повторяется раз в пятьсот с лишним лет. Поэтому никто не может дважды попасть на одну и ту же службу, каждая из них уникальна. Как уникален и каждый день нашей жизни, этому Церковь учит своих чад.
В богослужении каждый участвует в свою меру, устремляясь сердцем к Творцу мира и времени. Священномученик Сергий Мечёв, пострадавший за Христа в начале ХХ века, говорил, что совершаемое здесь, на земле, богослужение есть последовательное раскрытие во времени тайн вечности. Для каждого верующего оно есть путь, ведущий к вечной жизни.
Чтобы вникнуть в тонкости церковного календаря, нужно внимательно относиться к годовому кругу, который каждый раз повторяет священные события. Но каждый раз мы входим в него будто заново, открывая все новые подробности, обогащая свой духовный опыт. Однажды праведного Иоанна Кронштадтского спросили о том, как он достиг духовных высот. А он ответил просто: «Я жил жизнью Церкви». И эта жизнь, в основе которой богослужебный круг, научила праведного Иоанна многому.
В богослужении все пребывает в настоящем, потому что истоки его – в вечности. В идеале, к которому нам нужно стремиться, христианин должен прочитывать своей жизнью церковный календарь. Он символически рождается с Богородицей в начале церковного года – 21 сентября. Проживает предстоящие двенадцать месяцев как время, благоприятное для спасения. И подходит к завершению года, вспоминая мирную и праведную кончину Божией Матери 28 августа. Ее материнская молитва освящает наш год.
Как отметить новолетие сегодня?
Сегодня мы новый год отмечаем зимой, и праздник этот оброс большим количеством обязательных внешних ритуалов. Как же отметить церковное новолетие? Да и стоит ли превращать его в еще один шумный праздник?

Конечно, в первую очередь, как и другие церковные события, отметить лучше молитвой в храме. Типикон утверждает этот день малым Господским праздником. Авторы песнопений предлагают нам в первую очередь поблагодарить за все благодеяния Божии в истекшем году. «Благодарни суще недостойнии раби Твои, Господи, о Твоих великих благодеяниях на нас бывших, славящи Тя хвалим, благословим, благодарим, поем и величаем Твое благоутробие, и рабски любовию вопием Ти: Благодетелю Спасе наш, слава Тебе», – поем мы в тропаре.
Прославляя и благодаря Христа в праздничных песнопениях за Его подвиг ради спасения человечества, Церковь посвящает и новый церковный год Господу: «Всея твари Содетелю, времена и лета во Своей власти положивый, благослови венец лета благости Твоея, Господи, сохраняя в мире люди и град Твой молитвами Богородицы и спаси ны».
После Литургии в храмах в этот день совершают молебен, который также хорошо бы посетить. И снова вспомнить о благах, дарованных Богом, и помолиться об освящении времени, открывающегося нам впереди.
Замечательно бы вспомнить и о традиции широкой царской милостыни в этот день. Мы, конечно, далеко не цари и не царских возможностей, но приготовить что-то вкусное и поделиться с одинокими соседями, болеющими родственниками или просто с тем, кто оказался рядом, и нам вполне под силу. Хорошо бы сделать это вместе с детьми. «Собирая урожай, мы всегда делимся с одиноким дедушкой, который живет на нашей улице. Я хочу, чтобы мои дочери запомнили, что помогать тем, кому хуже вполне по силам каждому. Нужно только видеть нужду другого человека и не делать вид, что она тебя не касается», – поделился со мной один знакомый.
Вполне возможно накрыть праздничный стол, пригласить близких людей и вместе с ними вспомнить все хорошее, что даровал Господь в прошедшем году. Или отправить поздравление тем, с кем нет возможности встретиться за этим столом. Но только своими, только этому человеку предназначенными, словами, а не с помощью шаблонной электронной картинки.
«Рубеж новолетия ставит перед человеком нелицеприятный подчас вопрос о том, "на что обращено наше сердце, наш внутренний взор", и достойным ответом на это испытующее вопрошание должна явиться наша готовность "следовать за Христом по пути любви, который Он открыл" и который Им засвидетельствован как раз в евангельском фрагменте, звучащем в церкви во время молебного пения на новолетие», – писал в свое время протоиерей Александр Шмеман. Дай Бог, чтобы наступающий новый год подарил много доброго и Отечеству, и народу нашему, и каждому из нас. Но самое главное, чтобы он стал временем преображения наших сердец.
Марина Шмелева
Азбука веры